Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к десяти, ста, тысяче педагогов -практиков, и каждый даст свое определение, хотя в основе все они имеют в виду одно и то же. Дело здесь, естественно, не в четкости формулировок, а в том, что большинство педагогов говорит с позиций собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное и всеобъемлющее, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается как нечто более конкретное и, как правило, включает в себя то, чего чаще всего ему недостает. Значит, понятие мастерство для педагогов-практиков понятие не абсолютное, не конкретное, имеющее свои «четкие границы», но, безусловно, для каждого это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
Мастерство,
действительно, образно говоря, можно сравнить с вершиной, к которой каждый
педагог идет практически всю свою жизнь. Но оказывается, что эта вершина для
некоторых так и остается недостигнутой, а для кого-то оказалась достигнутой
лишь на треть, на половину. . . Для одних педагогов она является определенным
стимулом в работе, других, напротив, повергает в растерянность своей
недостижимостью. Но встречаются и такие воспитатели, которые не стремятся к восхождению
на «педагогический Олимп», а воздвигают свою высоту и достигают ее, затем
ставят новый для себя рубеж, складывая свою вершину, как пирамиду, из больших и
малых успехов, которые для них и являются «строительным материалом». Различны
эти вершины. . .
Но различны не
только вершины, различен и путь, ведущий к ним. Для кого-то - это широкая
дорога, для кого-то - тернистая извилистая тропинка, а для кого-то -
бесконечный путь со спусками и взлетами, путь познания и достижения, творчества
во имя воспитания и обучения подрастающего поколения, во имя ребенка.
Так какова же
высота главной вершины, вершины педагогического мастерства? Вопрос далеко не
риторический. Действительно, а есть ли эталон мастерства? Для всех ли он
доступен? Или не мы выбираем вершины, а они выбирают нас? Сравнимы ли, наконец,
сами вершины?
Редко можно
встретить опытного педагога, который бы сказал, что он достиг своей вершины.
Дело, видимо, не в ложной скромности этих людей, а в великой требовательности к
себе. Безусловно, есть у каждого педагога-мастера возможность сказать о том,
что он достиг вершины. Но, оказывается, для тех, кто творит, любое достижение
сегодня должно быть улучшено уже завтра.
У каждого своя
вершина, свой путь к ней, хотя измерения ее практически едины: знания, трудолюбие,
любовь к детям, творчество, собственная позиция, т. е. «Я», и многое-многое
другое. По словам педагогов-мастеров, вершины имеют удивительное свойство
отодвигаться, т. е. , проделав определенный путь, обнаруживаешь, что
достигнутая цель для тебя уже не предел, что перед тобой уже стоит новая, а
значит, снова в путь к той, которую еще предстоит создать или покорить. И кто
возьмется подсчитать, сколько их было или будет у каждого учителя, который
твердо вступил на «тропу мастерства», т. е. бесконечного движения и
совершенства.
На
профессиональном пути каждый педагог
испытывает сомнения и разочарования, радость побед и отчаяние, когда все
хочется бросить, но вместе с тем и великую влюбленность в свое дело, большую
благодарность тем, кто вручил тебе свою жизнь, кто поверил в тебя и ради
которых ты обрекаешь себя на муки творческих побед.
Порой мастерство
пытаются рассматривать как синоним опыта. Но как не наступает зрелость у
выпускника школы с получением аттестата зрелости, так не покоряются вершины мастерства
сединам, даже педагогическим.
Мастерство
рождается в сплаве глубоких и прочных знаний, практического опыта педагога и
творческого подхода в организации учебно-воспитательного процесса, создании
условий для максимального развития личности ребенка.
Педагогическое-мастерство
- явление, безусловно, емкое и многогранное. Это, видимо, и объясняет тот факт,
что каждый мастер «открывает» свою сторону, свой аспект педагогической
деятельности, находя новые формы взаимодействия с воспитанниками и коллегами,
раскрывая возможности детей, создавая особый микроклимат в группе, классе,
школе, и многое-многое другое, включая самосовершенствование личности самого
педагога. А личный пример педагога - это новые увлеченные молодые люди, новые
творческие личности.
Нередко, давая
высокую оценку профессионального уровня педагога, говорят: «Мастер». Это самая
высокая оценка, самое высокое звание для воспитателя или учителя. И нет такого
начинающего и даже зрелого педагога, который не мечтал бы стать мастером. А
можно ли им стать, или мастером нужно родиться? Это один из вечных вопросов, на
который искали и ищут ответ как студенты, так и начинающие учителя. В старину
говорили, что мастерство начинается с секретов, и чем больше их, тем выше
мастерство. Такие профессиональные секреты нередко носили семейный характер,
передавались только по наследству.
Анализ
педагогического опыта показывает, что и у учителей есть такие секреты, которые
накапливаются в опыте. Чем опытнее педагог, тем большим количеством
секретов-находок он владеет. Значит ли это, что мастерство вырастает из опыта?
В определенной степени, конечно, ибо вне практической деятельности нет и самого
педагога. Здесь уместно уточнить, что если попытаться вывести формулу
педагогического мастерства, то первым его слагаемым станут знания, а затем уже
идет опыт. Но как показывает анализ педагогической практики, далеко не каждый
опытный педагог является мастером, да и сами секреты - результат не
деятельности вообще, а прежде всего творчества. А если это так, то в нашей формуле
появляется еще одно слагаемое - творчество. Действительно, творчески работающий
педагог никогда не пользуется шаблоном и
не передает механически материал, изложенный только в учебнике. Он преподает с
воодушевлением, пробуждает и постоянно поддерживает активный интерес у детей к
знаниям. Кто-то радуется за своих
воспитанников, особенно переживая за трудных и слабых учеников, а кто-то из
педагогов проявляет «железную хватку», видя в этом главное условие педагогического
успеха. Таким педагогам все равно как
живут и о чем мечтают их воспитанники, каковы их планы и идеалы и т. п. Они никогда не становятся мастерами. Почему?
Да потому, что есть еще одно слагаемое педагогического мастерства -любовь к
детям. Именно любовь к детям - тот определяющий компонент, слагаемое, без
которого нет и не может быть мастера-педагога.
Путь к
мастерству всегда долог и тернист. Он имеет свои взлеты и разочарования, свои
вершины и рифы. Счастлив тот, кто достиг хоть одну из вершин, кто нашел свою,
кто помог взойти на нее другим!
Счастливого
педагогического пути!
Комментариев нет:
Отправить комментарий